?

Log in

No account? Create an account
"Глобальный кризис и Политэкономия" - текст лекции. Часть 1. - klein0

klein0
2009-01-28 20:13
"Глобальный кризис и Политэкономия" - текст лекции. Часть 1.
Public
       Маркс, кризис, политэкономия, экономика

Клейн
"Глобальный кризис и Политэкономия": текст лекции. Часть 1.
сокращено и отредактировано
видео-лекция « Глобальный кризис и Политэкономия» (09.11.2008 г.)

Хочу рассказать одну вещь, которая является ключевым пунктом. Понимание этого ключевого пункта
позволяет понимать всё в системе, которая называется «капитализм».

Как образуется «цена товара»? «Стоимость», как ключевое понятие политэкономии

Существует общераспространенное заблуждение, что при капитализме «капиталист забирает часть зарплаты». Рабочий производит некое количество товара, получает некую зарплату, и смысл выражения «получает не всю зарплату», заключается в том, что часть денег, которые должны бы идти рабочему, капиталист забирает себе, что это «не эквивалентный» обмен.

На этом, в общем-то, стоит все профсоюзное, или как раньше это называлось, «тред-юнионистское», движение – что нужно «справедливо распределять и все будет хорошо». Для того, чтобы понять суть «капиталистического» способа производства, нужно понять, как образуется цена товара, что лежит в ее основе, как образуется зарплата и что лежит в ее основе. Как образуется цена товара?

Участники лекции-беседы высказывают версии:
– Цена товара образуется, исходя из того, сколько за нее может заплатить покупатель.
– Себестоимость умножить на жадность.
– Цена товара состоит из того, сколько затрачено на производство, труд и сверху что-то.
– Каждая ценность реализует какую-то потребность. Цена – это какую альтернативную массу товаров готов человек потратить вместо какого-либо одного товара.

Понятно. У каждого товара есть так называемая «потребительная стоимость», и человек выбирает, что он потребит – съест он 5 мороженых или выкурит одну сигару? В результате этих единичных актов выбора формируется спрос – некое давление, которое превращается в цену.

Итак, одна версия состоит в том, что цена определяется тем, что готовы заплатить на рынке. Вторая версия говорит, что цена товара складывается «объективно», т.е. определяется себестоимостью – труд, сырье и некая наценка. Например, 20%.

Или, другими словами, были высказаны 2 противоположные точки зрения.
Одна из них: В цене товара существуют некие реалии.
Другая: Неважно, какие реалии, цену определяет спрос, рынок.

Это, повторю, 2 противоположные точки зрения.
Одна из них сводится к тому, что «цена товара стоИт на какой-то основе». Есть некая основа, и она превращается в цену товара.
Другая точка зрения говорит, что «никакой основы нет», что это сплошные колебания, маневры: такой спрос – такая цена будет. То есть, ничего в основе не лежит.

И это 2 точки зрения, точнее, 2 аспекта, возникающие при взгляде на товар. И одна, и другая точки зрения имели своих сторонников. До тех пор, пока Адам Смит не сформулировал «трудовую теорию стоимости». Дальше уже Маркс развил ее и построил свою теорию капитализма на основе этого взгляда на образование стоимости.

«Стоимость» – это ключевое понятие для понимания капитализма, или политэкономии капитализма, или системы капиталистического способа производства.

Итак, СТОИМОСТЬ.
Существует «потребительная стоимость». Нас она сейчас не интересует – знаем, что это то, как потребляется товар, что он может дать потребителю, и отодвигаем в сторону.
Существует также «меновая стоимость». Политэкономия различает «стоимость» и «меновую стоимость».

Скажу кратко и тоже отложу в сторону. «Меновая стоимость» – это, примерно, как единица расчета. Независимо от того, какие товары, принцип такой: «за одно это я могу получить 5 этого или 10 этого». Нас это не интересует сейчас, отодвигаем в сторону. Нас интересует суть вопроса – «стоимость»!

Так оказалось удачно в начале XXI века, когда люди, занимаясь магией, биоэнергетикой, экстросенсорикой, варясь последние лет 15-20 в этом понятийном пространстве, совершенно органично воспринимают такие модели, как «поток», «поток энергии». Для них это является «обыденностью».

20 лет назад такого не было, и 50 лет назад такого не было, и 100 лет назад, это, тем более, в мозг не помещалось. Лишь в начале XX века появилась модель атома, в 20-е годы XX века впервые появилось представление о том, что электрон – это, одновременно, и «частица», и «волна». Физики не могли это принять. Пришлось ждать 20 лет, пока старшее поколение умрет, народятся новые, которые уже учились в этой парадигме, и они как-то в этом освоились.

Эта модельность, связанная с «потоком» – очень важна для понимания природы стоимости. «Стоимость» – это, фактически, аналог «энергетического потока». И в те времена, когда Адам Смит, а потом Маркс, формулировали понятие «стоимость» – их слушателям было не понятно, о чем идет речь. А сейчас, я уверен, это будет понято «на раз».

Итак, в чем смысл «трудовой теории стоимости»? Смысл такой: Если всякий труд представить в виде эманации, в виде поля, то «стоимость» товара определяется количеством этой эманации, этого поля, засунутого в этот товар.

Участница: А что такое эманация? (все хохочут)
Клейн: «Эманация» – это более умное название «излучения». Ну, или более старое. Да. Эманировать, эмиссия – выпускать что-то. Эмитент. (пауза) Эмо. (все хохочут) Кто-то: Модно!

Итак. Что это значит? Если мы берем некий товар, то он состоит из некоего количества впихнутого туда труда и какого-то количества сырья. Причем, сырье может быть в разной степени переработки. Это может быть просто уголь, но это могут быть и детали или достаточно сложные агрегаты, которые нужно собрать.

Соответственно, вот «верхнее» количество труда, чтобы собрать этот товар из деталей. Но каждая «деталь»… – И здесь нам помогает системное мышление, которое мы тоже тренировали последние 20 лет в этой цивилизации. Люди начали понимать, что всё является процессом, системой, а система делится на подсистемы, а сама, в свою очередь, является подсистемой, частью еще большей системы. То есть, это для всех сейчас азбука. Да? Я не ошибаюсь?

Участник: Да. Клейн: Да. Но и еще 15-20 лет назад – это было откровением.

И здесь теперь понятно, что каждый кусочек, каждая деталька, составная часть этого товара – она, в свою очередь, состоит из количества труда и других деталек. …Фрактальная природа! (все хохочут)

Это кусочек делится, в свою очередь, еще на «кусочки», тот еще… И весь наш товар, в итоге, разбивается на «сгусточки труда», в основе которых лежит что-то совершенно бесплатное – руда, вода, дрова… ну, и так далее.

Стоимость появляется по мере добавления труда к этой основе. Выкопал уголь? – Это уже труд. Затратил на это не только свою физическую силу, но и лопату? – Лопату кто-то сделал – этот труд прибавляется. Экскаватор кто-то сделал, разработал? – это добавляется. Вот так образуется стоимость товара.

Что такое «товар»? Рабочая сила, как товар

Я говорю «труд, труд, труд», употребляю это слово… Но это поверхностное выражение. Тратится – не труд! «Сгусток» труда, который внятно виден на модели «эманация – стоимость» – это есть ни что иное, как «рабочая сила»! Каждый из присутствующих здесь, как некая «батарейка»… – и тут нам помогает «Матрица», опять XXI век… – способен что-то производить. Бежать, копать, веселить, сочинять. Способен что-то делать.

И то, что дает ему возможность что-то делать – это его энергия. И когда он ее направляет на какие-то процессы, на любые – для нас важно, процессы в экономике – это значит, что этот поток можно назвать «рабочая сила». Которая, в конечном итоге, производит то-то и то-то, скапливаясь конечными «сгустками» в произведенном продукте.

Этот конечный «сгусток рабочей силы», вложенный во что-то, называют «труд». Но «труд» – еще раз повторю, это плоская, невнятная, не совсем правильная модель происходящего явления, и дальше станет ясно, почему она неправильная. Переход на понимание того, что вкладывается не «труд», а «рабочая сила» – он должен сейчас «застолбиться», и мы дальше двинемся. Понятно? – Рабочая сила.

Участник: Под «рабочей силой» ты подразумеваешь, фактически, личную энергию, вложенную в какую-то деятельность?
Клейн: Да. Поток твоей энергии, которую ты можешь вложить в какую-то деятельность. Это – «рабочая сила».


трейлер (1:28) - к первым 2-м частям лекцииПодчеркнем понятие «рабочая сила». Когда наемный работник выходит на рынок труда, то всё, что он может продать – это свою «рабочую силу». То есть «батарейку, рассчитанную на 50 минут работы камеры».

Другое дело, что она – возобновляемая, и ее можно зарядить. Это не просто батарейка, а аккумулятор. Но, тем не менее, это такой процесс. Он может продать только это.

Соответственно, тот, кто организует производство («капиталист»), он соединяет – отсюда уголь, отсюда электрическую энергию, отсюда человеческую энергию («рабочую силу»), отсюда еще что-то – что в процессе производства превращается в некий товар, который идет на рынок.

И в этой системе производства тому, кто соединяет эти части – ПРЕДВАРИТЕЛЬНО КУПИВ ИХ! – ему принадлежит и конечный товар.

И вот мы переходит к самому интересному вопросу. Как образуется стоимость товара, мы поняли. Стоимость – это «сгустки» труда, – правильнее, «рабочей силы». Дальше, еще раз подчеркну, станет понятно, почему правильнее. И теперь вопрос на засыпку: Как определяется «стоимость» рабочей силы, которую капиталист покупает на рынке труда? Версии?

Участники:
– То, насколько человек сам ценит свою вкладываемую энергию.
– Оно проявляется через другую рабочую силу.
– По базовым потребностям человека. То, без чего он ноги протянет.
– Прожиточный минимум, может быть…
– Стоимостью воспроизводства этой энергии.

Имейте в виду, в быту слова «стоимость», «цена» употребляют как синонимы. В политэкономии – это абсолютно разные понятия, и эту разницу мы дальше сформулируем и подчеркнем.

Итак, вы говорите, что стоимость рабочей силы определяется потребностями человека, минимальными потребностями. Последние 3 версии – это несколько разные аспекты правильного ответа, точнее – не столько «ответа», сколько правильной «модели», которая дает возможность правильного взгляда, и, соответственно, конструктивных действий на основе этой модели.

Немного расширим то, что вы говорили. Разверните свои короткие формулы. Что вы под этим подразумеваете?

Участники:
– Стоимость рабочей силы определяется стоимостью ее воспроизводства. Батарейка, которая расходуется при производстве товара, когда рабочая сила вкладывается в производство того или иного товара – ее необходимо возобновлять, как некий аккумулятор. За счет чего она будет возобновляться? За счет потребления других товаров и услуг, которые, в свою очередь, являются стоимостью.
– Прожиточный минимум. Человек для того, чтобы жить, должен тратить деньги, какие-то товары закупать.
– Стоимость рабочей силы состоит из стоимости другой рабочей силы. Ну, скажем, «принести воды из колодца» – это равно по некоторым параметрам «рубке дров» или «проектированию космического корабля».

Клейн: Ах, вон оно что! Ну, в таком случае, ты говорил не о том, «из чего состоит стоимость рабочей силы», а о том, «как она может быть эквивалентно трансформирована в другие формы». Ты говорил о «меновой стоимости».

 
Для того, чтобы более стройно двинуться в направлении, которое было здесь правильно обозначено, введем такое понятие, как «товар». Версии?

Участники:
– Оформленный кусок рабочей силы.
– Нечто, обладающее потребительской ценностью.
– Результат труда. – (еле слышно) Что-то, что можно продать другому.

Клейн: Кто это говорит? «Что-то, что можно продать другому»! (хохот) ...«Дурак будет смеяться, а умный поймет» (с) Линь-цзы.

Итак, что такое «товар», и как он отличается от «продукта»? Продукт – обладает только потребительной стоимостью. А товар… ТОВАР – ЭТО ПРОДУКТ, ПРОИЗВЕДЕННЫЙ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ПРОДАЖИ!

Пока ты не производишь его для продажи, это ничего не стоит. И каждая жена это знает – сколько бы она не работала дома… (хохот)

Итак, «товар» существует лишь в системе, в которой предполагается продажа. Общество развилось до некого уровня – появляется «товар». Целая индустрия производства неких продуктов, предназначенная специально для того, чтобы продать. Вот – товар! И капитализм характеризуется тем, что при нем любая существующая продукция – она есть «товар». Это общество, в котором все, что создается в системе производства, создается исключительно для продажи! Включая детали, сырье, и так далее, из которых ты делаешь свой товар.

Рабочая сила при капитализме является «товаром». А товар – это нечто в этой системе, создаваемое специально для продажи.

Участник: Получается, что «рабочая сила» при капитализме ведет себя так же, как любой «товар»?
Клейн: Совершенно верно!

ТОВАР «РАБОЧАЯ СИЛА» ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ ВЕДЕТ СЕБЯ ТАК ЖЕ, КАК ЛЮБОЙ ТОВАР! Эта формула – один из промежуточных ключевых выводов, которое человечество рожало в муках и очень долго! Что «рабочая сила при капитализме является товаром». И, соответственно - «стоимость рабочей силы равна сумме стоимостей, необходимых для производства этого товара».

трейлер (1:28) - к первым 2-м частям лекцииРабочая сила – специфический товар. Он производится из элементов «попить», «поесть», погулять, сходить в парикмахерскую.

У тебя в этом обществе должен быть соответствующий культурный уровень – ты должен иметь возможность прочитать столько-то книг, купить газеты. Потому что это соответствует твоему уровню, и плюс вся система держится на том, чтобы ты потреблял нужную информацию. Ты должен иметь возможность сходить в театр 1 раз в месяц.

И плюс, ты же не должен – батарейка! – попыхтел, попыхтел и хана! Ты должен оставить вместо себя! Поэтому в воспроизводство рабочей силы закладывается, чтобы «ты мог содержать своих детей». Так воспроизводится товар – рабочая сила.

Участник: Так расширяется понятие «воспроизводство рабочей силы».
Клейн: «Расширяется»? На величину сексуальных фантазий, что ли? (хохот)

 
Введем понятие цены. ЦЕНА – ЭТО ДЕНЕЖНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТОИМОСТИ.

И зная теперь, что «цена – это денежное выражение стоимости товара», можем сказать: ЗАРПЛАТА – ЭТО ПРЕВРАЩЕННАЯ ФОРМА СТОИМОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, т.е. стоимость товара «рабочая сила» В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ.

Капиталист получает прибыль. Зарплата – это стоимость рабочей силы. А что остается после всех затрат – это и есть «капиталистическая прибыль». Природы капиталистической прибыли принципиально иная, нежели природа зарплаты. И теперь мы подходит к механизму капиталистического способа производства.

Без таких понятий как стоимость, цена, товар, стоимость рабочей силы – не понять этого «простейшего» механизма. Не понять, что нет никакого «ограбления рабочих» в том смысле, что «кто-то хитростью забирает какую-то часть». Дело не в этом. Дело вот в чем:

Существует некое количество «факторов производства» – это: • средства производства • сырье • рабочая сила. Апологеты капитализма сюда добавляют еще «капиталистическую предприимчивость», без которой все это работать не будет. Но это ненаучно. Капиталист получает свою долю только на одном основании - потому что ЕМУ ВСЕ ЭТО ПРИНАДЛЕЖИТ, ОН ЭТО ОПЛАТИЛ. И соответствующее этому строю право защищает это основание.

В основе любого права лежит то или иное понимание «собственности» и правила игры с этой собственностью, точнее, правила защиты этой собственности. Любая революция – это слом предыдущих правил собственности. В этом и есть смысл революции.

Институт истории. Кл.Существуют такие-то законы, такие правила игры по защите собственности, – происходит революция, например, 1917 год, вводятся новые правила, где говорится, что все, кто владел на таких-то основаниях – теперь вне закона.

Для чего я об этом говорю? Когда меняются правила собственности – это меняется «система координат», в которой рассматриваются все отношения. Поэтому любые рассуждения, что здесь кто-то кого-то ограбил, украл и т.д. – это всё рассуждения в рамках абсолютно иной системы координат. Которой уже нет после точки смены системы координат.

В новой системе координат существует принципиально другая картинка: Все, что было – всё неправильно. И бывшие «законные собственники» – это мироеды, кулаки, эксплуататоры, империалисты.

Поэтому любые рассуждения журналистов, политологов, политиков на тему «украли» – это или бред, или никакого отношения к правильному, научному рассмотрению не имеет. Здесь, в точке революции, происходит замена системы координат. Всё.

Единственно, что когда ты «еще раз меняешь систему координат, но вроде как и не меняешь», и оказываешься в точке, когда с одной стороны, разрушение Советского Союза это глобальная трагедия мировая, а с другой стороны, двухголовые орлы и мы наследники всего – то вынужден сидеть в двух системах координат, и кто видел мою карикатуру «Институт истории»(хохот)

Поэтому – никак нельзя историю в школе преподавать. Ты в двух системах – глобальных системах! Бред в голове будет. Но как-то люди и не такие коаны решают… (хохот) Поэтому когда речь идет о том, что сюда добавляют «капиталистическую предприимчивость»… – Ничего подобного! Это не фактор производства! Капиталист получает в собственность весь продукт на основании ЭТОЙ системы координат, которая ВОТ ТАК определяет «собственность».

«Собственность», как глобальная система координат. Две системы справедливости

СОБСТВЕННОСТЬ – ЭТО ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ ПОЛИТЭКОНОМИИ. Под «собственностью» понимается вся ВСЕЛЕННАЯ правил игры или, другими словами, «отношений людей по поводу производства и распределения материальных благ». Ну, а дальше уже нематериальные.

Всё, что мы видим в жизни – это так или иначе овеществленные, оматерилизованные ОТНОШЕНИЯ. Деньги – это не эти бумажные деньги, и не крестики-нолики в банке. Деньги – это некая система ОТНОШЕНИЙ, которая держится на этой «собственности» и на капиталистическом представлении о справедливости.

Чем отличается капиталистическое представление от не-капиталистического, коммунистического? За одинаковую работу люди должны получать одинаковое количество денег! Это справедливо. Но это капиталистическая справедливость.

При коммунизме – другая ситуация. Вот вы делаете одну и ту же работу, но у тебя двое детей, и ты стараешься их воспитывать. А ты – по причинам того, что не хочешь себя отягощать – пьешь, гуляешь, развлекаешься. Ты получаешь 200, и ты получаешь 200. С точки зрения капиталистической справедливости – всё нормально, всё справедливо.

Почему я о «справедливости» говорю? Потому что она переходит в «право». Право – это, так или иначе, отражение представлений человека о справедливости.

Коммунистическая справедливость – она другая. Ты делаешь для общества гораздо больше, чем он! Соответственно, ты должен получать вот столько и на каждого еще вот столько. И тогда это «ноль», то есть справедливо (уравновешенно). При капитализме вот это «ноль», а все остальное – плюс. А при коммунизме вот это «ноль», уровень нормы, точка отсчета. И это все складывается в разное право.

Участник: А коммунизм, в смысле, настоящий, да?
Клейн: Да, да! То, что было 70 лет – никакого отношения близко даже не имеет, ни к коммунизму, ни к социализму, ни к чему!

Собственность – это целая система отношений, возникающих между людьми в процессе их совместной жизни и в процессе совместного производства каких-то ценностей и их распределения. И вот дальше эта система отношений обрастает законами, обычаями, традициями, моралью, примерами. Общество защищает эту систему, как на моральном, так и на законодательном уровне.

Если существует такая система справедливости – то будет вот такое представление о собственности, такая система отношений. В другом обществе будет совсем другая «собственность». И это не в том смысле, что количество или форма иная, а СОВСЕМ ДРУГОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СПРАВЕДЛИВОСТИ, о том, как должно быть, кому что принадлежит, на основании и что из этого следует.

И в этом смысле СОБСТВЕННОСТЬ – это ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ, внутри которой вертятся все эти процессы. Вот что такое «собственность, как категория политэкономии».

А «категория», напомню… Если чему-то в физике, особенно в механике, можно дать коротенькое определение, то как только мы рассматриваем что-то более сложное – в философии, политэкономии – то такого короткого определения дать уже нельзя. И если кто так делал, считая, что можно, Маркс называл это полупрезрительно «дефиниция» (определение). Чем сложнее явление, тем меньше его можно увидеть в определении. Да, можно сказать – это то-то и то-то в течение 3 минут. Потом, чтобы более развернуто и подробно – в течение часа. Потом в течение года. И потом за 12 лет…
 
Участник: – Четыре тома.

Да. И этим отличается «определение» от «категории». Чем сложнее область, тем больше «определение» переходит в «категорию». «Собственность» – это базовая категория политэкономии.

продолжение лекции - часть 2 >>>
Post A Comment | Share | Link






основное