?

Log in

No account? Create an account
О Второй логике - klein0

klein0
2008-01-10 16:05
О Второй логике
Public
       Ленин, вторая логика, диалектика, надпроф, тексты

А. Клейн

О Второй логике
специально для интернет-рассылок сайтов "НадПроф" и "ЭZО-Сеть"


Оглянитесь по сторонам. Мир бесконечен и непрерывен. В нем существует бесконечное количество всего. Как человек выделяет из него то, что НУЖНО рассматривать при принятии решения?


Бесконечность мира и границы
Первая логика – "Аристотелева логика" - всегда работает с конечным количеством величин. С конечным количеством того, что "дано".
Возьмем, для примера, любую задачу по физике. Дано: первое, второе, третье, четвертое. Нужно найти неизвестное. Находим: переставляем то, что дано - получаем неизвестное, пятое. Но откуда взялись эти "четыре"?
Как из бесконечного мира мы выбираем конечное количество "дано"? Как мы создаем "границы", отделяющие то, что дано, от бесконечного мира?
Вторая логика занимается проведением "границ", позволяющих "вырезать" конечное из бесконечного мира.

Мир и бесконечность границ

Пример: берем стакан.
Можно провести границы так: это цилиндр.
Можно провести границы: это линза.
Можно провести границы: это сосуд.
Можно провести границы: это аморфное вещество.
Можно провести границы: это SiO2, окись кремния.
Можно провести границы: это произведение искусства.

Когда закончатся эти границы, можно провести границы: этот объект находится на расстоянии 30 см от угла этого стола или преломляет свет так-то.
Проводить "границы рассмотрения" можно бесконечно.
Первая логика всегда работает только в заранее заданных границах. Она не может существовать иначе, нежели в пространстве, заранее о-граниченном.
Как "вырезается" эта область пространство? Это вопрос Второй логики.
Первая логика предназначена для работы с конечным количеством объектов. Вторая логика занимается переводом бесконечного количества объектов в конечное.

забавные иллюстрации: Стакан Ленина  Бутылка Клейна


Границы рассмотрения мира
Когда человек решает в своей жизни какую-либо задачу, он всегда рассматривает некую последовательность шагов. Исследует некий алгоритм, мысленно передвигая какое-то количество величин.
Как им создаются границы, в которых он все это передвигает, рассматривает?
Если человек не осознает факта существования этих границ, он, видимо, будет проводить их неосознанно: как Бог на душу положит. Его импринты и стереотипы, его автоматические реакции, его комплексы и страхи - самостоятельно проведут "границы рассмотрения" любой ситуации.
И лишь после этого человек включит интеллект и… внимательно и точно "рассмотрит все варианты".
А чего их рассматривать? Чего рассматривать "варианты", если задача заранее сформулирована неверно? Если "границы" проведены кое-как, и интеллекту, для его дальнейшей напряженной работы, подсунута гниль, фанера, разрисованный картон?
Если ты заранее боишься быть обманутым и строишь все свои отношения с другим человеком, исходя из этих - неосознанно, под влиянием страхов - проведенных тобой границ, то ты обязательно будешь обманут.
Почему?
Честный не захочет с тобой возиться, доказывать тебе, подозревающему, что он не вор. Он уйдет своей дорогой. А рядом с тобой останется такой же, как и ты - вроде честный, но готовый в любой момент "обмануть потенциального обманщика".
А "потенциальный обманщик" кто для тебя?
Правильно, все окружающие тебя люди.
Это и есть рассмотрение мира в границах "заранее боишься быть обманутым".
Мир – бесконечен. В нем бесконечное количество связей - одних, других, таких, этаких. А также – дополнительно – бесконечное количество связей, ведущих в прошлое и будущее. Ты не можешь рассмотреть их все. Рассматривая любую ситуацию, любую проблему, ты можешь рассмотреть ее всегда только в "границах рассмотрения", ограниченно.
А границы ты проводишь как? – Бессознательно, неосознанно. А потом сосредоточенно переставляешь внутри варианты-квадратики. Наводишь порядок в ограниченном пространстве каюты "Титаника". Жмешь различные комбинации кнопок в ограниченном пространстве падающего лифта.
Задача Второй логики - научить тебя правильно проводить "границы рассмотрения явлений, процессов". Не замыкать себя неосознанно в тесном пространстве автоматического рассмотрения.

Мир плывущих границ
Проблема в том, что проведение этих границ не алгоритмизируемо. Проведение "границ рассмотрения" - это творческая работа, искусство.
И еще проблема: границы можно проводить бесконечным количеством способов. И каждый раз можно создавать "внутренне непротиворечивую конструкцию" – верную по всем признакам, с точки зрения Первой логики.
Что значит на практике "проводить границы бесконечным количеством способов"? Это означает, что для тебя, реального, границы будут "плыть". Тебе не к чему будет привязаться, как к точке отсчета.
Поэтому, чтобы жить и действовать в этом "мире плывущих границ", требуется высокая мобильность, развитый интеллект, высокая скорость, внутренняя чистота и понимание некоторых вещей. Например, понимание того, что "якорем" для проведенных тобой границ является твое действие: что ты хочешь?
Проводить "границы рассмотрения" нужно в зависимости от того, чего ты хочешь. Хочешь любить – вот так границы проводи, хочешь чего-то добиться – вот так проводи.
Искусство, мастерство в проведении границ опирается на осознанность. Ты всегда вынужден проводить "границы рассмотрения". Так вот – осознай это.
Рядом лежит понятие "стратегия". Все, что касается стратегии, стратегичности - тоже в этой зоне лежит.

Границы и 18.000 качеств
Никакие сложные, тонкие вопросы не решить, не умея осознанно проводить границы рассмотрения. Если ты не умеешь проводить границы, ты будешь миллион жизней в них путаться.
Вторая логика - осознавание границ, умение и искусство их проводить.
И тут возникает дополнительный аспект.
Если мы с тобой одинаково умные, но ты, например, жаднее или непросветленнее, то результаты проведения границ у тебя и меня - будет разными.
И если мы начинаем с осознавания факта проведения границ и постановки правильной работы интеллекта, то немного позже ты должен будешь все свои 18.000 качеств подтянуть до уровня "не менее, чем". Только тогда ты сможешь проводить границы правильно.
К примеру, мы с тобой вместе смотрим на какую-то ситуацию, и голова у нас одинаково хорошо работает. Но ты, например, просто трусливее – и ты по-другому сделаешь выводы из этой ситуации. Или ты, например, жаднее или амбициознее – ты просто по-другому увидишь ее, эту "ситуацию".
Чтобы видеть, что есть что, нужно подтянуть все 18.000 качеств.

Что такое Логика
Что такое Логика?
Логика – это машина по переработке информации. Сюда, на входе - загружается сырье: "посылки". Отсюда, на выходе – выходит продукт: "следствия".
Внутри машины Первая логика вращаются три колесика - три основных закона переработки информации. Машина представляет собой "прозрачный ящик": как она работает, ясно и понятно уже 2000 лет.
Вторая логика устроена гораздо сложнее. Она – "черный ящик". Но здесь та же ситуация, что и при взаимодействии с телевизором: ты можешь четко не знать устройства телевизора, но ты можешь научиться с этой "машиной" работать.
Вот, например, Сократ – "обладатель черного ящика". Что ты из него получишь в следующую секунду? - Никто не знает. Но если посмотреть на всю его предыдущую линию, то она прослеживается совершенно четко.
Вторая логика: сюда – входит, отсюда по какому-то закону выходит.
Причем, выходит не всегда одинаковое, на первый взгляд.
Присмотревшись, однако, увидим, что не смотря на все различия, оно… одинаковое по сути – четкая, единая, цельная линия поведения в этом мире.
В одной ситуации, например, нужно набить морду – и это смелость. В другой ситуации, морду не набить - это, как раз, и будет смелость. В одной ситуации "набить морду" – это смелость, в другой – трусость. Как определить?
Всегда существует тонкое соответствие между "разным" и "одинаковым".
Различать "разное" и "одинаковое", смотреть на "одинаковое" и видеть, что оно "разное", смотреть на "разное" и видеть, что оно "одинаковое", видеть суть под поверхностью – это возможно только с помощью Второй логики.

Новый мир и Вторая логика
Под границами, повторю, имеются в виду границы рассмотрения процессов, явлений. Само введение этого понятия, невидимого в обычной жизни - уже одно только это является мощнейшим импульсом к правильному развитию. А обучение проводить границы является… ну, просто, какой-то сверхскоростною магистралью.
И она выводит уже совсем в другое мышление – во Вторую логику. В чань (дзен) – это называется "открылся Глаз Дхармы". Все становится ясным: кто имитирует, а кто на самом деле.
Как для того, чтобы качества человека развивались, так и для того, чтобы он начал что-то понимать, нужна практика. Только тогда он начнет правильно понимать.
Ему нужна практика в максимальном количестве областей человеческих отношений. От взаимоотношений "мальчик-девочка" до бизнес-проектов, от контактов с высокопоставленными политиками и бизнесменами – до проведения субботников в ботаническом саду, обрезания веток, собирания мусора. И много чего еще – практика, практика, практика. В том, том, том, том. Практика на основе глобальной позиции.
Что такое практика на основе глобальной позиции?
Это тот же коан: "Откуда возьмется глобальная позиция? – Из правильной практики. - А откуда правильная практика? – Из глобальной позиции". И так во всем.
В мире назревают глобальные перемены. И это не может быть так, что чего-то на два процента стало больше - огород копал и на лишний метр огорода больше стало. Нет. Это какие-то качественные изменения, они – на порядок больше.
Вторая логика - это то, что позволяет держаться на гребне этой новой грандиозной волны и чего-то там такое свое рулить. Вторая логика.

1 декабря 2003 г.
Post A Comment | 10 Comments | | Link






Брэнд, эксперт и новость дня :)
User: physicus
2008-01-10 15:23 (UTC)
(no subject)
Дано: первое, второе, третье, четвертое. Нужно найти неизвестное. Находим: переставляем то, что дано - получаем неизвестное, пятое. Но откуда взялись эти "четыре"?

просто мы раньше договорились о терминах, вот и все

когда школьнику говорят "вот тебе три стороны треугольника, найди его площадь"
предполагается куча всего, что неохота, да и не нужно каждый раз повторять: треугольник у нас на плоскости, а не абы какой, стороны его суть прямые линии, они бесконечно тонкие, площадь понимается в "наивном смысле", как понимает ее землемер

и в опускании этих всех условностей нет, в сущности, никакого произвола
это не более чем правила игры

а когда мне нужно будет посчитать площадь мыльнйо пленки, натянутой на треугольник, я вмиг откажусь от простой формулы из школьного пособия и сочиню подход, более адекватный задаче

и притом все мои действия отлично улягутся в рамки аристотелевой логики :)
Reply | Thread | Link



Акве
User: akve
2008-01-10 15:57 (UTC)
(no subject)
ок :) вот тебе задача из жизни. рассказана моим папой :)

треугольник.
две стороны - это два здания, их нужно соединить конвейером, заменить старый конвейер.
Все параметры (высоты зданий) есть, описаны были еще в 19... году. Математика простая. Что тут думать, надо пилить! :)

Этап 1.
Конвеер сначала собирается на земле, потом поднимается на нужное место. Подняяяаалии...

И вот - бааац!!!
Этап 2.
Никто не перемерял высоты, и с 19... года оказалось что одно из зданий просело на 60 см.
А конвеер устроен так что его нельзя переделать. Всё. $300.000 - в трубу, в прямом смысле слова.

Привет, physicus!
:)))))
Reply | Parent | Thread | Link



Брэнд, эксперт и новость дня :)
User: physicus
2008-01-10 16:04 (UTC)
(no subject)
вот именно!

в школьном задачнике ничего не может просесть прочто потому, что мы так договорились на первых его страницах, а вовсе не потому, что там какой-то заговор детерменистов

а в жизни прежде чем тратить 300 килобаксов мы всегда прикидываем, годится ли наша школьная формула вообще в даннйо ситуации
а то, что какой-то ленивец не проверил выполнимость условий применимости - это его дело или ему наука :)
Reply | Parent | Thread | Link



Акве
User: akve
2008-01-10 17:34 (UTC)
(no subject)
Прочитай плиз еще раз пост с начала. Со слов
"Оглянитесь по сторонам. Мир бесконечен и непрерывен"

Мир, а не учебник математики. Да, это совсем разное.
Решать задачки и задачи - это две большие разницы :)))
Reply | Parent | Thread | Link



Брэнд, эксперт и новость дня :)
User: physicus
2008-01-10 17:52 (UTC)
(no subject)
я, по-видимому, не вполне доходчиво написал
попробую еще разок

в задачке из школьного задачника тоже бесконечное (как и в жизни) число "дано"
просто мы раз и навсегде договорились о некоторых допущениях, поэтому число параметров получается конечным (три стороны треугольника, две стороны и угол и т. д.)
никакой необычной логики здесь нет

когда мы решаем большую задачу про конвейер, мы сначала должны проверить - а выполняются ли условия школьной формулы для расчеты длины?
ага, не выполняются
мы чешем репу и пишем другую формулу для длины
но никакой бесконечности фактов типа влияния сатурна и бриза фиг знает где мы и не подумаем учитывать, мы "свернули" всю эту бесконечность, и для свертки, как мне кажется, никакой необычной номерной логики не требуется
Reply | Parent | Thread | Link



Жанери и Буковки
User: hurm_a
2008-01-11 10:15 (UTC)
(no subject)
А что такое действие? Действие человека с первой логикой и действие человека со второй? Я себя отношу к людям с первой логикой, и меня мои действия не устраивают. Что сделать чтобы устраивали? Как делать? Критериев нет. Кроме зуда в голове который твердит "не то, не то".
Reply | Thread | Link



klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2008-01-11 20:48 (UTC)
Что сделать, чтобы меня устраивали мои действия?
Keyword:Бодхидхарма
Что сделать чтобы устраивали? - Переходить на другую базовую логику мышления. Или, если сознание попроще, то слушаться, набираться ума - тренинги, книги, друзья с хорошим сознанием. Параллельно работать - и в смысле "на работе", и в смысле "над собой".

Как делать? -

1. Читать ДзенХелпы красный и белый, Лекции семинаров, все остальное на НадПроф и в сообществе ZenRu. Как можно быстрее усвоить принципы, подходы, концепции, составляющие технологическую базу, технологический фундамент Среды. Глобальные технологические вектора Среды, вокруг которых концентрируются пакеты технологий различного уровня:
  • в области мышления - форсирование мышления, перевод его на другую базовую логику, вторая логика (диалектика)

  • в области развития духа - осознание, самоопределение, опыт чань, дзен, развитие "этической одаренности"

  • в области менеджмента - самостоятельность, упайность (надпофессиональная образованность), проектное мышление, создание конкретных проектов-лидеров в бизнесе, стратегия, менеджмент самоорганизующихся систем.
  • 2. Входить в контакт со Средой:
  • обучающие вэб-проекты (прежде всего, Школа по Второй логике)

  • надпрофессиональные, креативные и профессиональные тренинги

  • семинары, лекции, фестивали

  • личный контакт.
  • Дальше - разберешься.
    Привет!
    Reply | Parent | Thread | Link



    klein0: Кл.
    User: klein0
    2008-01-11 21:10 (UTC)
    Концепция Маха-Упайя-Пати 2008
    Keyword:Кл.
    фестивали - Концепция Маха-Упайя-Пати 2008 - http://community.livejournal.com/zenru/170032.html
    Reply | Parent | Thread | Link



    Брэнд, эксперт и новость дня :)
    User: physicus
    2008-01-13 19:59 (UTC)
    (no subject)
    все забываю сказать
    ссылка в подзаголовке поста ведет на витаминный маркетинг, а вовсе не туда, куда
    Reply | Thread | Link



    klein0: Бодхидхарма
    User: klein0
    2008-01-14 03:12 (UTC)
    (no subject)
    Keyword:Бодхидхарма
    Спасибо, счас поправл.
    Кл.
    Reply | Parent | Thread | Link



    основное