?

Log in

No account? Create an account
Дефицит кадров _ новая экономика _ средовой принцип - klein0 — LiveJournal

klein0
2009-01-14 18:42
Дефицит кадров _ новая экономика _ средовой принцип
Public
       СельхозЕва, Среда, образование, экономика, этичность

Дефицит кадров _ новая экономика _ средовой принцип

Привет, Наса!
Спасибо за прекрасное письмо Зоффа. Он хорошо сформулировал проблему.
Спасибо за отлично сформулированные вопросы, отражающие суть "некого мега-проекта". http://nasa2008.livejournal.com/15632.html

Все это вместе - суть самой глубинной проблемы образования и шире, мировоззрения общества, из которой растут и жутчайший дефицит кадров в техносфере, и утечка мозгов, и нехватка управленческих кадров на всех позициях, и развал экономики и общества, включая 1-е место по смертности, самоубийствам и потреблению алкоголя в России. В мире примерно то же, но хрен с ним пока с миром. Будем говорить о России.

Итак, проблема такова, что и сверху (преподаватели и проч.) - "не понимают", и снизу (дети, молодежь) - не понимают. И по бокам (власть и все остальные в "управленческом слое", формирующем все процессы в обществе) - не понимают.

Выход я вижу только один:

Принцип может быть только автоволновой: автоволна более высокой частоты преобразует среду, в которой распространяются волны более низкой частоты.

Основное "звено" цепи ("ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь" (с) Ленин) - проблема нарастающего в последнее десятилетие по экспоненте дефицита кадров в промышленности и угроза остановки (кризиса) промышленных предприятий по этой причине через несколько лет. Нарастающее понимание в "управленческом слое", что обычными (дискретными, формальными) методами проблема не решается. Готовность "управленческого слоя" воспринимать альтернативные варианты. Которые сводятся к созданию непрерывных "сред" (в отличие от дискретного, формального подхода). Поясню.

"Среды", которые должны создаваться, должны соединять в себе 2 "противоположных" потока - иметь необходимый уровень формализации и быть, одновременно, неформальными. (Мы уже знаем, как такое может быть, наши проекты и Среда - дают наглядное представление об этом. Даже Лицей 1550 - это уже большой шаг в эту сторону). Т.е. "непрерывность" этой "среды" заключается в том, что она поддерживает ВСЕ импульсы к развитию, в любой сфере. Или, другими словами, она становится "домом" для ребенка. Я сейчас говорю о школе. Но "среда" должна выходить за пределы школы: вниз - в дошкольное пространство до уровня 2-3 лет ребенка, и вверх - включая в себя вуз и производство, куда приходит молодой специалист (а его ребенок в "дошкольное пространство среды"), и такие формы производства как "технопарки", которые еще только предстоит превращать в "среды".

Немного отвлекусь на параллельную линию - "экономика будущего", "инновационная экономика". Цель перехода в новую экономику еще более высвечивает все проблемы, связанные с дефицитом кадров, а также прибавляет новые. Тут проблема вот какая в основе: не переходить - невозможно. Оставаться сырьевым придатком современной мировой экономики - невозможно. Еще 10 лет и, если ничего не делать в плане перехода, то исчезнут все научные и научно-технические школы в России (средний возраст в машиностроении 50-52 года), за рубеж уедут все, у кого хоть как-то работает голова, источники нефти истощаются (остается "трудная нефть", но средства, нужные на техническое перевооружение нефтяной промышленности - зашкаливают), износ основных фондов (средств производства) в целом по России 40,6%, в среднем по предприятиям промышленности - более 50%, в отдельных отраслях, например, лесная промышленность - 80%, нефтепереработка - 60%.

Непереход к новой экономике, т.е. не осуществлении "модернизации промышленности и экономики", превращает территорию России в "цивилизационную пустыню", которой угрожает потеря территориальной целостности и государственности. И все это может произойти в течение ближайших 10-15 лет. Поэтому отступать некуда - или переход, или ничто.

Так вот, сегодняшний "дефицит кадров" (и угрожающий из-за этого кризис) - это если рассматривать ситуацию в границах "удержать то, что есть сейчас". А в границах "перехода к инновационной экономике" - это супер-гипер-дефицит. Мало того. Инновационной экономике требуются кадры не просто "обладающие высоким профессиональным уровнем", а "обладающие высоким профессиональным уровнем и имеющими мотивацию развивать именно эту территорию, именно это общество". Если этого нет, то ситуация будет такой: получил образование, минимальную практику - уехал на Запад (утечка мозгов). И чем более талантливый человек, тем быстрее для него будет "схлопываться" ситуация подобным образом.

Мало того, есть еще проблема. Инновационной экономике требуются "разносторонне развитые личности". А с разносторонне развитой личностью какая проблема? - Как только она подразвилась, она хочет писать стишки, играть на театрах, работать писателем-юмористом и прочее, но не работать на заводе, в КБ, в "техносфере", в довольно жестко регламентированном пространстве производства материальных ценностей, промышленных высоких технологий. Эту проблему с поведением разносторонне развиваемой личности - проблему философскую и проблему высочайшего уровня менеджмента развития живых сред - я пока опускаю, разберемся с ней позже.

Оставляем пока 2 проблемы:
1. Нужны профессионалы ("кадры") в промышленности (и при переходе в новую экономику).
2. Нужны кадры, мотивированные (не за страх, а за совесть) развивать именно эту территорию, т.е. российскую промышленность и российскую экономику. Развитие чего-либо вообще невозможно "за страх". А развитие чего-то невероятно сложного, тонкого, неизведанного, многокомпонентного, исторически беспрецедентного - ну, как его можно развивать методом "за страх", "отбывать 8 часов"? Нужно горение, желание, энтузиазм, дух, стремление к совершенству. И если раньше это были качества из сферы "личное дело человека", то сейчас они становятся "необходимым производственным фактором", фактором выживания экономики и общества.

Ну, так же как талант и креативность, способность к изменениям и нетривиальным решениям стали в последние 10 лет "производственным фактором, определяющим конкурентоспособность компании", фактором выживания компании на рынке.

Да и наш народ наверху все чаще говорит о "человеческом капитале", подразумевая под этим, правда, повышение пенсий и пособий, и типа выезд стоматологов на ферму, чтоб кучке механизаторов, наконец, зубы вставить иногда. Но ничего, скоро поймут, что такое "человеческий капитал", в чем его суть и почему без него никуда. Точнее, так: шанс, что поймут, есть, и развитие ситуации неизбежно увеличивает этот шанс. Что хорошо. :)))))

И решение этих 2-х проблем - "профессиональные кадры в техносфере" и "мотивированные кадры" (мотивированные неформально! потому что они этого хотят, имеют такую позицию! а не потому что здесь платят больше, чем в Боинге - этого не будет никогда!) - невозможно иначе как "средовым методом" - когда обучение, образование, воспитание, развитие, самоопределение, социальная поддержка и забота, материальное обеспечение, мировоззренческие приоритеты - это один поток. И в эту дуду дует все общество - со всеми своми школами, вузами, СМИ, телевидением, социальными программами, законами, моралью и всем прочим. Вот такая необходима концентрация усилий. :))) Вот такой, соотвествующий ей, высокий уровень понимания устройства процессов, управленческих навыков по формированию и развитию этих процессов. Средовых процессов, тонких - должным образом формально структурированных неформальных процессов, вписанных в формальную структуру общества, которая - о, чудо! - готова и умеет поддерживать неформальные процессы развития и проявления инициатив.

И теперь, "звено" цепи:

Единственными союзниками в этом процессе являются управленцы в техносфере и шире - управленцы в обществе, которые понимают ситуацию с необходимостью перехода к новой экономике. Те, перед которыми стоят задачи "преодоления дефицита кадров", "перехода к новой экономике". Больше союзников нет.

Поэтому:
1. Развивать Среду, делать ее все более сильной и проявленной.
2. Входить в совместные образовательные экспериментальные проекты с предприятиями, вузами, школами, общественными организациями вузов и промышленных предприятий, федеральными Министерствами и соответствующими Департаментами в администрациях субъектов федерации.
3. Готовить и продвигать проекты "экспериментальных образовательных сред" на уровнях, перечисленных в п.2.

В любом случае плотно контактировать со всеми общественными институциями (и людьми - отдельными экспертами, специалистами) занимающимися этой темой, инициировать в этих контактах новые проекты, новые импульсы для властных структур - брать на себя в инициативном порядке огромное количество работы, стремиться максимально быстро структурировать эти деятельностные линии организационно и финансово-материально.

Понимать, что это много работы и досточно длительный процесс.

И вот тогда то, о чем пишет Зофф, лет через 10 несколько изменится... :))) Почему через 10? :))) Потому что я оптимист! :)))

Всем привет!
Кл.

Post A Comment | 124 Comments | | Link






Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
Роман Самбул: баян
User: sambul
2009-01-14 16:00 (UTC)
Манифест _ на стену
Keyword:баян
Клейн, это настоящий манифест!!
Я повешу его у себя на стене.
Привет!!
PS. "Повешу на стене" - это не просто повешу на стене, а это - руководство, план действий, при действиях, напоминалка, календарь, список действий, работ. :)))
Привет! :)))
Reply | Thread | Link



klein0
User: klein0
2009-01-14 16:18 (UTC)
NASA в Клубе авиастроителей
Привет, Ромочка! :))) ОК, "дрогой Рома"! :))))))))
Привет!
Мы сегодня были с Насой в Клубе авиастроителей, обсуждали эти темы, была также Маша Серова (сейчас она развивает Лицей 1550) :)) Яна Казначеева-Ворушина (она оказывается сделала сеть игровых детских комнат в Киеве), Таня Шередека (монстр и руководитель складывающегося с Клубом и другими организациями мега-проекта), Белка (Мария Иванова) :)))))) - мы с Таней, Гвоздев.
Наметились, точки - завтра-послезавтра, 27 января и через неделю после этого. Всю беседу-переговоры записали, завтра выложим аудио-файл, часть распечатаем, сделаем тезисы, документ - там много всего (кратких описаний ресурсов, возможностей, предстоящих дел).
Потом Наса написала свой пост - http://nasa2008.livejournal.com/15632.html - и тем самым, "включила" меня написать этот "манифест". Так все и развивается. "Творчество (настоящее, живое, жизнь) - поджигает (включает) других людей на творчество". Такой критерий творчества сформулировал Дмитрий Александрович Пригов http://klein.zen.ru/pravda/klassik/pc_prigov2.shtml - светлая ему память.
Так что, все хорошо. :)))
Привет!
Кл.
Reply | Parent | Thread | Link | Expand



vaduc
User: vaduc
2009-01-14 16:36 (UTC)
(no subject)
Поддерживаю всецело.
Вот и Калашников в "Цунами 2010-х" в том же духе рассуждает. Идеи в воздухе носятся.
Reply | Thread | Link



klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-14 17:32 (UTC)
Лицей 1550 _ рассуждения и кони
Keyword:Бодхидхарма
Это не "рассуждения". Это то, что делается последние года 4. Вот, например: Лицей 1550. Городская экспериментальная площадка (ГЭП) Департамента образования г. Москвы http://www.liceum1550.ru/projects/gep.html - я лично писал концепцию этого эксперимента и формулировал его "гипотезу" (см. на странице по ссылке: Заявка на открытие ГЭП >>).

Кстати там, на этой же странице есть 3 ссылки: Лагерь "Сплочение" (3 года подряд; за 2008 информации нет на сайте, но лагерь был) - этот лагерь делается по "средовым технологиям", т.е. по технологиям Школы по Второй логике и НадПроф http://www.nadprof.ru/forum/viewforum.php?f=5

И много еще чего делается. И, разумеется, не только и даже не столько в Лицее.

"Рассуждать", короче, этого уже очень мало.
И вредно.
Почему?
Потому что множеству умников от этого обилия "рассуждений" кажется, что "рассуждать - это норма". Что "порассуждать" - это и есть цель письменного слова. Но это не так. Это коренным образом искаженное восприятие реальности. От которого - как показывает вид вокруг расстилающегося пейзажа - кони дохнут. И не только кони.

Привет!
Кл.
Reply | Parent | Thread | Link | Expand



mono_able
User: mono_able
2009-01-14 16:57 (UTC)
(no subject)
Спасибо, Клейн, спасибо!

Интересно, меня в область обучения и образования сейчас ведет. Все что делать в других пытаюсь - просто не растет, не прорастает.
Reply | Thread | Link



klein0
User: klein0
2009-01-14 17:34 (UTC)
(no subject)
Привет! :)))
Reply | Parent | Thread | Link



rudyryk
User: rudyryk
2009-01-14 16:58 (UTC)
(no subject)
Привет, Клейн! :))))
Спасибо :))))
Reply | Thread | Link



klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-14 17:35 (UTC)
видео-лекция апрельского энергетического семинара
Keyword:Бодхидхарма
Привет, Руди!
Готовлю видео-лекцию с апрельского энергетического семинара - там вы с Ворушиным и Акве прыгаете. И даже немного зависаете в воздухе. :))) Скоро выложу. :))
Привет!
Reply | Parent | Thread | Link



Константин Проволоцкий
User: provolocky
2009-01-14 18:23 (UTC)
(no subject)
Спасибо, Клейн!
Круто! Воодушевляет:)
Привет!
Reply | Thread | Link



klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-14 20:57 (UTC)
(no subject)
Keyword:Бодхидхарма
Привет! :)))
Reply | Parent | Thread | Link



Анна Но
User: anzy
2009-01-14 18:36 (UTC)
(no subject)
Привет, Клейн!

Если найдешь возможность, расскажи пожалуйста про решение проблемы разносторонне развитых личностей, желающих играть на театрах вместо того чтоб класть рельсы

Reply | Thread | Link



klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-14 21:01 (UTC)
(no subject)
Keyword:Бодхидхарма
Поясни причины возникновения твоей просьбы. Я думаю, мы говорим о разном. Твои пояснения помогут мне понять, так ли это.
Привет!
Кл.
Reply | Parent | Thread | Link | Expand



(no subject) - (Anonymous) Expand
drugorodka
User: drugorodka
2009-01-14 19:20 (UTC)
(no subject)
Вот здорово!
Спасибо!

Я дам ссылку на этот текст людям в Новосибирске, которые совсем недавно открыли там Городской Центр Проектного Творчества для разработки и продвижения различных инновационных проектов со студентами. Образовательная методика Нооген, может быть, слышали?
Reply | Thread | Link



klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-14 21:02 (UTC)
(no subject)
Keyword:Бодхидхарма
Да, слышали. В 2005-м году, кажется.
Привет!
Кл.
Reply | Parent | Thread | Link



bonambiance
User: bonambiance
2009-01-14 20:39 (UTC)
(no subject)
Спасибо!
И поддерживаю просьбу anzy.
Reply | Thread | Link



klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-14 21:02 (UTC)
инфо
Keyword:Бодхидхарма
http://klein0.livejournal.com/71173.html?thread=917509#t917509
Привет!
Reply | Parent | Thread | Link | Expand



kinmila
User: kinmila
2009-01-14 21:03 (UTC)
(no subject)
Круто. Круто. Как оно все в струю ложиться.

Я тут как раз БП кафе-клуба пишу и вот ты так четко пишешь то, что у меня внутри проекта уже второй месяц потихоньку проклевывается.

Я как-то (интуитивно что-ли) начал еще осенью в эту сторону копать.
Reply | Thread | Link



klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-14 21:11 (UTC)
(no subject)
Keyword:Бодхидхарма
Привет, Киньмыло!
Reply | Parent | Thread | Link | Expand



(no subject) - (Anonymous)
klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-14 23:44 (UTC)
(no subject)
Keyword:Бодхидхарма
Привет, Рома! Да.
Reply | Parent | Thread | Link



dobryj_manjak
User: dobryj_manjak
2009-01-14 22:02 (UTC)
(no subject)
Разве создание такого рода всеобъемлющей "среды" возможно в те сроки, которыми сейчас мыслят лица, принимающие решения. И, самое забавное, сейчас такая близорукость как никогда оправдана, так как проблема "кадрового голода" превратит Россию в "цивилизационную пустыню" существенно раньше, чем будут результаты от таких сложных и затяжных процессов, в которые предполагается втянуть даже детский сад. Скажем прямо, похоже, вы можете надеяться на дурачков (и ещё могли бы надеяться на романтиков-идеалистов, но таких в вашей целевой аудитории нет). Дурачки там есть, это правда, но так ли их много?
Reply | Thread | Link



klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-14 23:38 (UTC)
(no subject)
Keyword:Бодхидхарма
Прошу мне больше не писать, dobryj_manjak.
Нам не по пути. А тебе - счастливо идти твоим собственным путем!
Привет!
Кл.
Reply | Parent | Thread | Link | Expand



(no subject) - (Anonymous)
klein0: бикфордов шнур
User: klein0
2009-01-14 23:42 (UTC)
(no subject)
Keyword:бикфордов шнур
с огоньком и юморком
шагаем
- ...хх-х-хобитц-цы, ишь!... файервельцы...

Привет! :))
Кл.
Reply | Parent | Thread | Link



Павел Брайво
User: brayvo
2009-01-14 22:32 (UTC)
(no subject)
Привет!
Спасибо большое! :)))
Переслал ссылку на пост в моносота-сообщество.
Reply | Thread | Link



klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-14 23:39 (UTC)
(no subject)
Keyword:Бодхидхарма
Привет! :)))
Reply | Parent | Thread | Link



i_oms: Up!
User: i_oms
2009-01-15 06:39 (UTC)
Спасибо за инструкцию
Keyword:Up!
Спасибо, Клейн!
Этот текст как синхронизирующий импульс, для поддержания более высокой частоты.
Опубликовал у себя http://i-oms.livejournal.com/83895.html

Дима
Reply | Thread | Link



klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-15 09:52 (UTC)
Re: Спасибо за инструкцию
Keyword:Бодхидхарма
Привет, Дима!
Reply | Parent | Thread | Link



Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
основное