?

Log in

No account? Create an account
Дефицит кадров _ новая экономика _ средовой принцип - klein0

klein0
2009-01-14 18:42
Дефицит кадров _ новая экономика _ средовой принцип
Public
       СельхозЕва, Среда, образование, экономика, этичность

Дефицит кадров _ новая экономика _ средовой принцип

Привет, Наса!
Спасибо за прекрасное письмо Зоффа. Он хорошо сформулировал проблему.
Спасибо за отлично сформулированные вопросы, отражающие суть "некого мега-проекта". http://nasa2008.livejournal.com/15632.html

Все это вместе - суть самой глубинной проблемы образования и шире, мировоззрения общества, из которой растут и жутчайший дефицит кадров в техносфере, и утечка мозгов, и нехватка управленческих кадров на всех позициях, и развал экономики и общества, включая 1-е место по смертности, самоубийствам и потреблению алкоголя в России. В мире примерно то же, но хрен с ним пока с миром. Будем говорить о России.

Итак, проблема такова, что и сверху (преподаватели и проч.) - "не понимают", и снизу (дети, молодежь) - не понимают. И по бокам (власть и все остальные в "управленческом слое", формирующем все процессы в обществе) - не понимают.

Выход я вижу только один:

Принцип может быть только автоволновой: автоволна более высокой частоты преобразует среду, в которой распространяются волны более низкой частоты.

Основное "звено" цепи ("ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь" (с) Ленин) - проблема нарастающего в последнее десятилетие по экспоненте дефицита кадров в промышленности и угроза остановки (кризиса) промышленных предприятий по этой причине через несколько лет. Нарастающее понимание в "управленческом слое", что обычными (дискретными, формальными) методами проблема не решается. Готовность "управленческого слоя" воспринимать альтернативные варианты. Которые сводятся к созданию непрерывных "сред" (в отличие от дискретного, формального подхода). Поясню.

"Среды", которые должны создаваться, должны соединять в себе 2 "противоположных" потока - иметь необходимый уровень формализации и быть, одновременно, неформальными. (Мы уже знаем, как такое может быть, наши проекты и Среда - дают наглядное представление об этом. Даже Лицей 1550 - это уже большой шаг в эту сторону). Т.е. "непрерывность" этой "среды" заключается в том, что она поддерживает ВСЕ импульсы к развитию, в любой сфере. Или, другими словами, она становится "домом" для ребенка. Я сейчас говорю о школе. Но "среда" должна выходить за пределы школы: вниз - в дошкольное пространство до уровня 2-3 лет ребенка, и вверх - включая в себя вуз и производство, куда приходит молодой специалист (а его ребенок в "дошкольное пространство среды"), и такие формы производства как "технопарки", которые еще только предстоит превращать в "среды".

Немного отвлекусь на параллельную линию - "экономика будущего", "инновационная экономика". Цель перехода в новую экономику еще более высвечивает все проблемы, связанные с дефицитом кадров, а также прибавляет новые. Тут проблема вот какая в основе: не переходить - невозможно. Оставаться сырьевым придатком современной мировой экономики - невозможно. Еще 10 лет и, если ничего не делать в плане перехода, то исчезнут все научные и научно-технические школы в России (средний возраст в машиностроении 50-52 года), за рубеж уедут все, у кого хоть как-то работает голова, источники нефти истощаются (остается "трудная нефть", но средства, нужные на техническое перевооружение нефтяной промышленности - зашкаливают), износ основных фондов (средств производства) в целом по России 40,6%, в среднем по предприятиям промышленности - более 50%, в отдельных отраслях, например, лесная промышленность - 80%, нефтепереработка - 60%.

Непереход к новой экономике, т.е. не осуществлении "модернизации промышленности и экономики", превращает территорию России в "цивилизационную пустыню", которой угрожает потеря территориальной целостности и государственности. И все это может произойти в течение ближайших 10-15 лет. Поэтому отступать некуда - или переход, или ничто.

Так вот, сегодняшний "дефицит кадров" (и угрожающий из-за этого кризис) - это если рассматривать ситуацию в границах "удержать то, что есть сейчас". А в границах "перехода к инновационной экономике" - это супер-гипер-дефицит. Мало того. Инновационной экономике требуются кадры не просто "обладающие высоким профессиональным уровнем", а "обладающие высоким профессиональным уровнем и имеющими мотивацию развивать именно эту территорию, именно это общество". Если этого нет, то ситуация будет такой: получил образование, минимальную практику - уехал на Запад (утечка мозгов). И чем более талантливый человек, тем быстрее для него будет "схлопываться" ситуация подобным образом.

Мало того, есть еще проблема. Инновационной экономике требуются "разносторонне развитые личности". А с разносторонне развитой личностью какая проблема? - Как только она подразвилась, она хочет писать стишки, играть на театрах, работать писателем-юмористом и прочее, но не работать на заводе, в КБ, в "техносфере", в довольно жестко регламентированном пространстве производства материальных ценностей, промышленных высоких технологий. Эту проблему с поведением разносторонне развиваемой личности - проблему философскую и проблему высочайшего уровня менеджмента развития живых сред - я пока опускаю, разберемся с ней позже.

Оставляем пока 2 проблемы:
1. Нужны профессионалы ("кадры") в промышленности (и при переходе в новую экономику).
2. Нужны кадры, мотивированные (не за страх, а за совесть) развивать именно эту территорию, т.е. российскую промышленность и российскую экономику. Развитие чего-либо вообще невозможно "за страх". А развитие чего-то невероятно сложного, тонкого, неизведанного, многокомпонентного, исторически беспрецедентного - ну, как его можно развивать методом "за страх", "отбывать 8 часов"? Нужно горение, желание, энтузиазм, дух, стремление к совершенству. И если раньше это были качества из сферы "личное дело человека", то сейчас они становятся "необходимым производственным фактором", фактором выживания экономики и общества.

Ну, так же как талант и креативность, способность к изменениям и нетривиальным решениям стали в последние 10 лет "производственным фактором, определяющим конкурентоспособность компании", фактором выживания компании на рынке.

Да и наш народ наверху все чаще говорит о "человеческом капитале", подразумевая под этим, правда, повышение пенсий и пособий, и типа выезд стоматологов на ферму, чтоб кучке механизаторов, наконец, зубы вставить иногда. Но ничего, скоро поймут, что такое "человеческий капитал", в чем его суть и почему без него никуда. Точнее, так: шанс, что поймут, есть, и развитие ситуации неизбежно увеличивает этот шанс. Что хорошо. :)))))

И решение этих 2-х проблем - "профессиональные кадры в техносфере" и "мотивированные кадры" (мотивированные неформально! потому что они этого хотят, имеют такую позицию! а не потому что здесь платят больше, чем в Боинге - этого не будет никогда!) - невозможно иначе как "средовым методом" - когда обучение, образование, воспитание, развитие, самоопределение, социальная поддержка и забота, материальное обеспечение, мировоззренческие приоритеты - это один поток. И в эту дуду дует все общество - со всеми своми школами, вузами, СМИ, телевидением, социальными программами, законами, моралью и всем прочим. Вот такая необходима концентрация усилий. :))) Вот такой, соотвествующий ей, высокий уровень понимания устройства процессов, управленческих навыков по формированию и развитию этих процессов. Средовых процессов, тонких - должным образом формально структурированных неформальных процессов, вписанных в формальную структуру общества, которая - о, чудо! - готова и умеет поддерживать неформальные процессы развития и проявления инициатив.

И теперь, "звено" цепи:

Единственными союзниками в этом процессе являются управленцы в техносфере и шире - управленцы в обществе, которые понимают ситуацию с необходимостью перехода к новой экономике. Те, перед которыми стоят задачи "преодоления дефицита кадров", "перехода к новой экономике". Больше союзников нет.

Поэтому:
1. Развивать Среду, делать ее все более сильной и проявленной.
2. Входить в совместные образовательные экспериментальные проекты с предприятиями, вузами, школами, общественными организациями вузов и промышленных предприятий, федеральными Министерствами и соответствующими Департаментами в администрациях субъектов федерации.
3. Готовить и продвигать проекты "экспериментальных образовательных сред" на уровнях, перечисленных в п.2.

В любом случае плотно контактировать со всеми общественными институциями (и людьми - отдельными экспертами, специалистами) занимающимися этой темой, инициировать в этих контактах новые проекты, новые импульсы для властных структур - брать на себя в инициативном порядке огромное количество работы, стремиться максимально быстро структурировать эти деятельностные линии организационно и финансово-материально.

Понимать, что это много работы и досточно длительный процесс.

И вот тогда то, о чем пишет Зофф, лет через 10 несколько изменится... :))) Почему через 10? :))) Потому что я оптимист! :)))

Всем привет!
Кл.

Post A Comment | 124 Comments | | Link






Анна Но
User: anzy
2009-01-14 21:28 (UTC)
(no subject)
меня это интересует применительно к себе, я себя к таким личностям отношу, играющим на театрах, и в последнее время себе разрешила этим заниматься без всяких уже сомнений (потому что если даже и было ощущение, что занимаюсь чем-то не тем, то я его выкинула, потому что оно же не заставляет меня деятельность менять все равно, так чего переживать)

а счас почувствовала что-то типа упрека в твоих строчках, ну они созвучны с ощущением, что все-таки я занимаюсь бесполезной ерундой

типа, меня эта тема интересует с внутренней стороны, а не как направлять-учить других людей и общество, но хотелось какой-то отправной точки в твоем мнении, для дальнейших размышлений в этой области



Reply | Parent | Thread | Link



klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-14 23:03 (UTC)
на театрах _ минимум диссипации _ алмазный дракон
Keyword:Бодхидхарма
Понятно.
Нет, упрека в моих строчках к тебе или к кому бы то ни было нет. Поясню.
Меня интересуют некоторые процессы. Очень сложные процессы. Которые никому (или почти никому) не удавалось создать. Всего их 7. Мне удалось создать 4. Один из них пару раз уже был создан (в истории человечества) и длился какое-то время, другие 3 созданы впервые. Еще 3 предстоит создать Среде ("алмазному дракону"). Больше их создать никто не сможет. Первый из этих оставшихся 3-х - это, как раз, тот, который тебя заинтересовал (в границах "личные отношения - упрек"). Создание его - это большая работа, в т.ч. теоретическая ("решение проблемы разносторонне развитых личностей").

И это, действительно, проблема. Потому что заниматься приятными творческими вещами для всесторонне развитой личности - это совершенно "естественный" тренд. Ну, так же, как для воды течь вниз. Или, другими словами, все процессы стремятся к "минимуму диссипации". Но это же "стремление к минимумуму диссипации" лежит в основе механизма совершенствования сложных "диссипативных структур", т.е. переброса их на более высокие уровни сложности, или, другими словами, "устойчивого их существования в пространстве балансов большей мерности". Т.е. в противоположную, но тоже "естественную" сторону.

Форма же моих слов - "играть на театрах" и проч. - это высокохудожественное изображение смеха в том числе и над самим собой, и в то же время краткое, наглядное изображение глобальной, фундаментальной проблемы, с которой человечество еще не сталкивалось.

Когда я в лекции по политэкономии http://klein0.livejournal.com/62924.html (конец 2-й части) говорю: КСАН - это эксперимент на тему "может ли человек работать не из-под палки?" - речь идет о том же самом, - о том, как "заставить" всесторонне развитую личность заниматься хотя бы предельно креативной, но РАБОТОЙ (в противовес "игре на театрах").

Привет!
Кл.
Reply | Parent | Thread | Link



public
User: mr_public
2009-01-14 23:57 (UTC)
Re: на театрах _ минимум диссипации _ алмазный дракон
Привет =) А можешь перечислить все 7? Очень интересно =)
Reply | Parent | Thread | Link



klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-15 10:33 (UTC)
Мешай! Мешай! (с)
Keyword:Бодхидхарма
А можешь перечислить все 7? Очень интересно -

Я понимаю. :))) Но нет, перечислять не буду. Это не для развлечения (удовлетворения любопытства). :))) Но я перечислил их тем, кто уже может с ними работать. :))

"Ждем, ждем, ждем, ждем, ждем - Мешай! Мешай!" (с)
А до этого строчка:
"Ждем, ждем, ждем, ждем, ждем... - Мешаем водку гвоздем" (с)
Очень красивая песня. :))) Идеологически, как часто у него бывает, несколько отсталая :))) - но, как всегда, гениальная.
Таня Шередеко - спасибо. :)))

Всем привет!
Кл.
Reply | Parent | Thread | Link



klein0
User: klein0
2009-01-15 11:54 (UTC)
Re: Мешай! Мешай! (с)
13.01.09
Зарегистрирован необъяснимый рёв Вселенной

Использование малошумящих приёмников радиочастотного излучения позволило выявить необъяснимый с точки зрения текущей научной доктрины не локализованный феномен аномально мощного акустического шума реликтового излучения Вселенной.

Объяснить его чем-либо в настоящее время невозможно – сообщается, что амплитуда шума в шесть раз превосходит совокупный сигнал всех мыслимых радиоисточников во Вселенной, приходящейся на охватываемую антенной детектора область.

В настоящее время анализ вариаций температуры микроволнового излучения по небесной сфере, проведенный с использованием ряда космических обсерваторий, позволил выявить в них наличие крупномасштабной структуры трудно объяснимой природы, сколь-нибудь убедительно интерпретировать которую с точки зрения текущих теорий до сих до сих пор не удалось.

По мнению ряда специалистов, несоответствие эмпирических данных и теоретических моделей становится настолько разительным, что феномен, получивший условное название «Ось Зла», вынуждает поставить вопрос о необходимости радикального пересмотра всей существующей научной картины мира с далеко идущими последствиями.

Проблема «Оси Зла» привела к получению совсем уж трудно объяснимых результатов – например, в рамках проекта Galaxy Zoo неожиданно выяснилось, что доля спиральных галактик, видимых с Земли как закрученные по часовой стрелке, не соответствует доле закрученных в противоположную сторону.

Это, в свою очередь, предполагает уникальность положения земного наблюдателя во Вселенной (геоцентрический принцип), либо полный пересмотр интерпретаций видимых объектов во Вселенной.

весь тест: http://rnd.cnews.ru/natur_science/news/top/index_science.shtml?2009/01/13/334163
Reply | Parent | Thread | Link



a_nima
User: a_nima
2009-01-15 17:48 (UTC)
Re: Мешай! Мешай! (с)
Клейн!

Я всего лишь трансформаторная будка.
Спасибо БГ! Песня пиратская штормовая.

Благодарю тебя за этот пост и ролик.
Reply | Parent | Thread | Link



klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-15 21:06 (UTC)
Re: Мешай! Мешай! (с)
Keyword:Бодхидхарма
Привет! :)))
Reply | Parent | Thread | Link



Анна Но
User: anzy
2009-01-15 12:00 (UTC)
Re: на театрах _ минимум диссипации _ алмазный дракон
Про то, что упрека нет и про смех - я понимаю. Я просто описала то что у меняя внутри отозвалось.

Я правильно поняла, что проблема та, о которой ты пишешь, еще не решена и толком еще даже не поставлена?
Reply | Parent | Thread | Link



klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-15 17:40 (UTC)
проблема вопроса про проблему
Keyword:Бодхидхарма
Я правильно поняла, что проблема та, о которой ты пишешь, еще не решена и толком еще даже не поставлена? -

На мой взгляд, ты как-то странно вопросы задаешь. Поясню, что я имею в виду:
1. Если я поставил проблему - предельно четко - что оначает тогда твой вопрос "толком еще даже не поставлена?"
2. Когда ты спрашиваешь "проблема не решена?" - ты имеешь в виду "проблема не решена практически"? или "теоретически"? или "теоретически в первом приближении"?
3. Твоя позиция, с которой ты задешь вопрос, чрезвычайно расплывчата - мой вопрос тебе (чтобы прояснить твою позицию): ЗАЧЕМ ты задаешь этот вопрос? Зачем тебе нужен ответ на него?

Я просто описала то что у меняя внутри отозвалось. - Надеюсь, что вопрос свой ты задаешь, все-таки, не с этой позиции. :)) ОК.

Привет!
Кл.
Reply | Parent | Thread | Link



Анна Но
User: anzy
2009-01-15 18:11 (UTC)
Re: проблема вопроса про проблему

"То, что у меня внутри отозвалось" - это была причина, по которой я заинтересовалась темой и задала вопрос. "Зачем" - я написала, чтобы использовать твое мнение по этому вопросу как одну из отправных точек в в решении для себя вопроса чем заниматься. Плюс - просто интересно что ты по этому поводу думаешь, как часть той картины, которая описана в твоем посте. Я понимаю, что это скорее всего недостаточно веские причины для тебя мне отвечать, поэтому я не настаиваю, и пишу "если будет возможность". Ты пишешь "Эту проблему с поведением разносторонне развиваемой личности - проблему философскую и проблему высочайшего уровня менеджмента развития живых сред - я пока опускаю, разберемся с ней позже" - я готова ждать когда наступит это "позже", и своим первым комментарием просто хотела обозначить что эта тема мне интересна.

Мои формулировки ("не поставлена", "не решена"), действительно, не очень четки, и эти вопросы я снимаю. Я пока до конца не поняла твой ответ (коммент "на театрах _ минимум диссипации _ алмазный дракон") на мой вопрос, буду думать и пока вопросов больше не задаю.

Спасибо!
Reply | Parent | Thread | Link



klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-15 21:03 (UTC)
Основной вопрос создания сверхсложных сред
Keyword:Бодхидхарма
Понятно. :))) Спасибо.

чтобы использовать твое мнение по этому вопросу как одну из отправных точек в в решении для себя вопроса чем заниматься - ОК, отвечу. Никто, кто не умеет создавать и развивать среды такого уровня сложности как Среда (это самый высокий уровень сложности из всех когда-либо существовавших сред), не сможет создавать и развивать среды еще более сложного уровня - такие как "среда для разносторонне развиваемой личности, нацеленной на техносферу".

У него просто отсутствуют (не существуют) нужные для этого личностные и профессиональные навыки, нужные понятия и представления, и то, что лежит за понятиями и представлениями, появляясь в процессе "переплавки".

Мои формулировки ("не поставлена", "не решена"), действительно, не очень четки, и эти вопросы я снимаю. Я пока до конца не поняла твой ответ (коммент "на театрах _ минимум диссипации _ алмазный дракон") на мой вопрос, буду думать и пока вопросов больше не задаю. - Поговори с Самбулом.

Привет!
Кл.
Reply | Parent | Thread | Link | Expand



Чайкин
User: chaikin
2009-01-15 16:02 (UTC)
Re: на театрах _ минимум диссипации _ алмазный дракон
Здравствуйте. В принципе, мне кажется, среда и здесь даст ответ. Всесторонне развитой личности вполне возможно заниматься работой в команде таких же личностей, особенно если предоставляется достаточный уровень личной ответственности и дается понимание общих целей, а не только одного мелкого участка работы. Поэтому, если иметь "ядра", хотя бы из 3-4 человек, в принципе достичь этого можно. Иначе, человек быстро заскучает и вода потечет вниз. "Технопарки" лучшее приближение, мне кажется. Их вполне можно предпочесть "театрам". Несмотря на регламентированность. Команда единомышленников обеспечивает уровень личностного "комфорта", сравнимый с занятиями приятными творческими вещами. Тем более, что есть ощущение полезности.
Reply | Parent | Thread | Link



klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-15 20:11 (UTC)
5 вопросов об опыте
Keyword:Бодхидхарма
Твой опыт:
- в управлении стартапами?
- в создании развивающих сред?
- создания технопарков? (или работы в них)
- в руководстве коллективами?
- в обучении команд (коллективов)?

Прошу оценить каждую строку по 100 бальной шкале, после этого дать комментарии к каждой строке (если сочтешь нужным).

Привет!
Кл.
Reply | Parent | Thread | Link



Чайкин
User: chaikin
2009-01-16 16:43 (UTC)
Re: 5 вопросов об опыте
Сложно сказать, я попыталась свое личное ощущение передать, потому как был больше опыт нахождения в развивающей среде, а не создания таковых. Есть также большой опыт работы в команде людей сходных по стилю мышления. Комфорт нахождения в таком коллективе перевешивает многое, например, стресс, ненормированный рабочий день и более привлекательные предложения от других работодателей.

- в управлении стартапами? 60
Был (есть) опыт в создании и управлении нового большого бизнеса, но в команде и при серьезной поддержке большой структуры (юридической и технической). Тем не менее многие вопросы приходилось прорабатывать именно мне. Опыт работы в небольшой команде, где команда отвечает за бизнес, и каждый отвечает за свою часть дела. С принятием решений, поиском новых возможностей и т.п.

- в создании развивающих сред? 0
есть только опыт работы в развивающей среде, поэтому понимаю что это такое
- создания технопарков? (или работы в них) 5
начало работы в нии (что не совсем технопарк, конечно). В принципе, до сих пор вижу для себя альтернативный путь - остаться там. По личному комфорту, думаю, было бы неплохо, при условии сохранения среды

- в руководстве коллективами? 30
очень небольшим, однородным, из людей очень мотивированных, заинтересованных, ответственных и.т.п

- в обучении команд (коллективов)? 5
Только в обучении и отдельных людей

Так что ничего особенного
Reply | Parent | Thread | Link



Чайкин
User: chaikin
2009-01-16 16:48 (UTC)
Re: 5 вопросов об опыте
Про руководство коллективами. И достаточно короткий опыт - года 3 всего. Сейчас в команде каждый сам управляет своей частью, без помощников, и без иерархии. Один руководитель есть на всех - очень горизонатльная структура.
Reply | Parent | Thread | Link | Expand



(no subject) - (Anonymous) Expand
основное