?

Log in

No account? Create an account
klein0

klein0
2009-01-14 18:42
Дефицит кадров _ новая экономика _ средовой принцип
Public
       СельхозЕва, Среда, образование, экономика, этичность

Дефицит кадров _ новая экономика _ средовой принцип

Привет, Наса!
Спасибо за прекрасное письмо Зоффа. Он хорошо сформулировал проблему.
Спасибо за отлично сформулированные вопросы, отражающие суть "некого мега-проекта". http://nasa2008.livejournal.com/15632.html

Все это вместе - суть самой глубинной проблемы образования и шире, мировоззрения общества, из которой растут и жутчайший дефицит кадров в техносфере, и утечка мозгов, и нехватка управленческих кадров на всех позициях, и развал экономики и общества, включая 1-е место по смертности, самоубийствам и потреблению алкоголя в России. В мире примерно то же, но хрен с ним пока с миром. Будем говорить о России.

Итак, проблема такова, что и сверху (преподаватели и проч.) - "не понимают", и снизу (дети, молодежь) - не понимают. И по бокам (власть и все остальные в "управленческом слое", формирующем все процессы в обществе) - не понимают.

Выход я вижу только один:

Принцип может быть только автоволновой: автоволна более высокой частоты преобразует среду, в которой распространяются волны более низкой частоты.

Основное "звено" цепи ("ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь" (с) Ленин) - проблема нарастающего в последнее десятилетие по экспоненте дефицита кадров в промышленности и угроза остановки (кризиса) промышленных предприятий по этой причине через несколько лет. Нарастающее понимание в "управленческом слое", что обычными (дискретными, формальными) методами проблема не решается. Готовность "управленческого слоя" воспринимать альтернативные варианты. Которые сводятся к созданию непрерывных "сред" (в отличие от дискретного, формального подхода). Поясню.

"Среды", которые должны создаваться, должны соединять в себе 2 "противоположных" потока - иметь необходимый уровень формализации и быть, одновременно, неформальными. (Мы уже знаем, как такое может быть, наши проекты и Среда - дают наглядное представление об этом. Даже Лицей 1550 - это уже большой шаг в эту сторону). Т.е. "непрерывность" этой "среды" заключается в том, что она поддерживает ВСЕ импульсы к развитию, в любой сфере. Или, другими словами, она становится "домом" для ребенка. Я сейчас говорю о школе. Но "среда" должна выходить за пределы школы: вниз - в дошкольное пространство до уровня 2-3 лет ребенка, и вверх - включая в себя вуз и производство, куда приходит молодой специалист (а его ребенок в "дошкольное пространство среды"), и такие формы производства как "технопарки", которые еще только предстоит превращать в "среды".

Немного отвлекусь на параллельную линию - "экономика будущего", "инновационная экономика". Цель перехода в новую экономику еще более высвечивает все проблемы, связанные с дефицитом кадров, а также прибавляет новые. Тут проблема вот какая в основе: не переходить - невозможно. Оставаться сырьевым придатком современной мировой экономики - невозможно. Еще 10 лет и, если ничего не делать в плане перехода, то исчезнут все научные и научно-технические школы в России (средний возраст в машиностроении 50-52 года), за рубеж уедут все, у кого хоть как-то работает голова, источники нефти истощаются (остается "трудная нефть", но средства, нужные на техническое перевооружение нефтяной промышленности - зашкаливают), износ основных фондов (средств производства) в целом по России 40,6%, в среднем по предприятиям промышленности - более 50%, в отдельных отраслях, например, лесная промышленность - 80%, нефтепереработка - 60%.

Непереход к новой экономике, т.е. не осуществлении "модернизации промышленности и экономики", превращает территорию России в "цивилизационную пустыню", которой угрожает потеря территориальной целостности и государственности. И все это может произойти в течение ближайших 10-15 лет. Поэтому отступать некуда - или переход, или ничто.

Так вот, сегодняшний "дефицит кадров" (и угрожающий из-за этого кризис) - это если рассматривать ситуацию в границах "удержать то, что есть сейчас". А в границах "перехода к инновационной экономике" - это супер-гипер-дефицит. Мало того. Инновационной экономике требуются кадры не просто "обладающие высоким профессиональным уровнем", а "обладающие высоким профессиональным уровнем и имеющими мотивацию развивать именно эту территорию, именно это общество". Если этого нет, то ситуация будет такой: получил образование, минимальную практику - уехал на Запад (утечка мозгов). И чем более талантливый человек, тем быстрее для него будет "схлопываться" ситуация подобным образом.

Мало того, есть еще проблема. Инновационной экономике требуются "разносторонне развитые личности". А с разносторонне развитой личностью какая проблема? - Как только она подразвилась, она хочет писать стишки, играть на театрах, работать писателем-юмористом и прочее, но не работать на заводе, в КБ, в "техносфере", в довольно жестко регламентированном пространстве производства материальных ценностей, промышленных высоких технологий. Эту проблему с поведением разносторонне развиваемой личности - проблему философскую и проблему высочайшего уровня менеджмента развития живых сред - я пока опускаю, разберемся с ней позже.

Оставляем пока 2 проблемы:
1. Нужны профессионалы ("кадры") в промышленности (и при переходе в новую экономику).
2. Нужны кадры, мотивированные (не за страх, а за совесть) развивать именно эту территорию, т.е. российскую промышленность и российскую экономику. Развитие чего-либо вообще невозможно "за страх". А развитие чего-то невероятно сложного, тонкого, неизведанного, многокомпонентного, исторически беспрецедентного - ну, как его можно развивать методом "за страх", "отбывать 8 часов"? Нужно горение, желание, энтузиазм, дух, стремление к совершенству. И если раньше это были качества из сферы "личное дело человека", то сейчас они становятся "необходимым производственным фактором", фактором выживания экономики и общества.

Ну, так же как талант и креативность, способность к изменениям и нетривиальным решениям стали в последние 10 лет "производственным фактором, определяющим конкурентоспособность компании", фактором выживания компании на рынке.

Да и наш народ наверху все чаще говорит о "человеческом капитале", подразумевая под этим, правда, повышение пенсий и пособий, и типа выезд стоматологов на ферму, чтоб кучке механизаторов, наконец, зубы вставить иногда. Но ничего, скоро поймут, что такое "человеческий капитал", в чем его суть и почему без него никуда. Точнее, так: шанс, что поймут, есть, и развитие ситуации неизбежно увеличивает этот шанс. Что хорошо. :)))))

И решение этих 2-х проблем - "профессиональные кадры в техносфере" и "мотивированные кадры" (мотивированные неформально! потому что они этого хотят, имеют такую позицию! а не потому что здесь платят больше, чем в Боинге - этого не будет никогда!) - невозможно иначе как "средовым методом" - когда обучение, образование, воспитание, развитие, самоопределение, социальная поддержка и забота, материальное обеспечение, мировоззренческие приоритеты - это один поток. И в эту дуду дует все общество - со всеми своми школами, вузами, СМИ, телевидением, социальными программами, законами, моралью и всем прочим. Вот такая необходима концентрация усилий. :))) Вот такой, соотвествующий ей, высокий уровень понимания устройства процессов, управленческих навыков по формированию и развитию этих процессов. Средовых процессов, тонких - должным образом формально структурированных неформальных процессов, вписанных в формальную структуру общества, которая - о, чудо! - готова и умеет поддерживать неформальные процессы развития и проявления инициатив.

И теперь, "звено" цепи:

Единственными союзниками в этом процессе являются управленцы в техносфере и шире - управленцы в обществе, которые понимают ситуацию с необходимостью перехода к новой экономике. Те, перед которыми стоят задачи "преодоления дефицита кадров", "перехода к новой экономике". Больше союзников нет.

Поэтому:
1. Развивать Среду, делать ее все более сильной и проявленной.
2. Входить в совместные образовательные экспериментальные проекты с предприятиями, вузами, школами, общественными организациями вузов и промышленных предприятий, федеральными Министерствами и соответствующими Департаментами в администрациях субъектов федерации.
3. Готовить и продвигать проекты "экспериментальных образовательных сред" на уровнях, перечисленных в п.2.

В любом случае плотно контактировать со всеми общественными институциями (и людьми - отдельными экспертами, специалистами) занимающимися этой темой, инициировать в этих контактах новые проекты, новые импульсы для властных структур - брать на себя в инициативном порядке огромное количество работы, стремиться максимально быстро структурировать эти деятельностные линии организационно и финансово-материально.

Понимать, что это много работы и досточно длительный процесс.

И вот тогда то, о чем пишет Зофф, лет через 10 несколько изменится... :))) Почему через 10? :))) Потому что я оптимист! :)))

Всем привет!
Кл.

Post A Comment | 124 Comments | | Link






klein0: Бодхидхарма
User: klein0
2009-01-15 21:03 (UTC)
Основной вопрос создания сверхсложных сред
Keyword:Бодхидхарма
Понятно. :))) Спасибо.

чтобы использовать твое мнение по этому вопросу как одну из отправных точек в в решении для себя вопроса чем заниматься - ОК, отвечу. Никто, кто не умеет создавать и развивать среды такого уровня сложности как Среда (это самый высокий уровень сложности из всех когда-либо существовавших сред), не сможет создавать и развивать среды еще более сложного уровня - такие как "среда для разносторонне развиваемой личности, нацеленной на техносферу".

У него просто отсутствуют (не существуют) нужные для этого личностные и профессиональные навыки, нужные понятия и представления, и то, что лежит за понятиями и представлениями, появляясь в процессе "переплавки".

Мои формулировки ("не поставлена", "не решена"), действительно, не очень четки, и эти вопросы я снимаю. Я пока до конца не поняла твой ответ (коммент "на театрах _ минимум диссипации _ алмазный дракон") на мой вопрос, буду думать и пока вопросов больше не задаю. - Поговори с Самбулом.

Привет!
Кл.
Reply | Parent | Thread | Link



Анна Но
User: anzy
2009-01-15 21:58 (UTC)
Re: Основной вопрос создания сверхсложных сред
ок, вопросов больше нет :)
спасибо большое за ответы!
привет :)
Reply | Parent | Thread | Link



блокнотег
User: nasa2008
2009-01-17 18:48 (UTC)
Re: Основной вопрос создания сверхсложных сред_вопросы
Клейн, Зыка, спасибо за новую возможность. Я увидела что не сразу замечаю разницу в подходах, что надо переключатся между масштабами видения, если хочешь чтобы механизм, видимый с "большей высоты" заработал у человека без системного подхода, т.е как-то поворачивать его в другую сторону, менять постановку вопроса.. короче это оказалось для меня новой зоной, иду пока на ощупь и чую, есть прямо белые пятна в понимании :))) вот тут: http://nasa2008.livejournal.com/15632.html?thread=167952#t167952
Собственно вопрос, Клейн, надо ли залезать в частный случай? Осталось ощущение сделанного не до конца.
Reply | Parent | Thread | Link



klein0
User: klein0
2009-01-17 23:09 (UTC)
Re: Основной вопрос создания сверхсложных сред_вопросы
ответил:
как зацепить за "хвост" то, что еще не видишь?
http://nasa2008.livejournal.com/15632.html?thread=168720#t168720
Reply | Parent | Thread | Link



блокнотег
User: nasa2008
2009-01-18 03:54 (UTC)
Re: Основной вопрос создания сверхсложных сред_вопросы
Спасибо.
Привет! :)
Reply | Parent | Thread | Link



основное