klein0 (klein0) wrote,
klein0
klein0

Category:

Похвала игре

Клейн

Похвала игре


Комьюнити-менеджер

Эта профессия начинает постепенно прорастать - комьюнити-менеджер. Тот, кто создает потоки, идеи до структурного оформления. Если в центре не стоит человек, создатель таких потоков – то ничего не будет.

Есть род процессов, где любого поставь и завод будет выпускать тару. А есть, где «не тот человек» – и не выйдет ничего. Поэтому – комьюнити-менеджер, носитель духа.

Никакие игры – от футбола до всего остального, революций – не могут быть, когда нет носителей огня, интереса, которым интересно играть в эту игру. Я в данном случае имею в виду не народ. Я имею в виду хотя бы одного человека, который является лидером этого всего. Если их два, если их три... три человека – ячейка.

Еще раз: будут три таких человека – и дальше уже техника. Какой сценарий, какие призы, подтянуть, организационно людей собрать – это уже мастерство организации. Но нет этих людей – и не будет ничего. А если есть люди, которые смогут генерировать эту «движуху», то все остальное приложится.

Покровитель комьюнити-менеджеров – сам Создатель.

Что объединяет философию и игру?

Любое неформальное сообщество или неформальное движение – это отношения между людьми, но форма их – «игра». Люди же наряжаются в кольчугу, ходят с мечами? Это игры.
Игра – это всегда, когда нужно что-то большее, чем «хлеба и зрелищ».

Или, другими словами, в своей основе игра – это противоположность «здравому смыслу». И тут можно вспомнить Канта: «Противоположностью философии является, так называемый, здравый смысл».

Что объединяет философию и игру? – Дух. То, что находится за пределами плоскости «хлеб и зрелища».

Игра как вход в поток

Что такое нужный нам «поток»? Это овладение всякими навыками, вплоть до публичных выступлений. Мне сейчас письмо пришло, вчера один молодой человек, замдиректора, выступал первый раз на конференции по поводу этического менеджмента, компаний нового типа. Боялся! Но вышел, и оказалось, что, когда он вышел, он понял, что в него вшит пакет должных навыков, знаний и умений – благодаря… там был ряд семинаров, игр. Оказывается, все это есть, причем, превосходит в несколько раз тот уровень, который необходим для конференции.

Это я к тому, что любой такой «поток» – это коммуникация, контакты, знакомства. Это создание некого сообщества, это люди варятся в среде себе подобных, как-то синхронизируясь по какому-то интересу, уровню. Это какие-то навыки и это какая-то идейная ориентация. Это возможность из этого потока входить в какие-то смежные потоки.

Чтобы людей организовать как-то, чтобы они собрались в какую-то группу – нужна форма. Ну, например, форма игры. Под этим лежит что? Чтобы появилось какое-то количество людей, которые через игру, как через вход, входят в поток.

Игра как соперничество

Любая игра, безусловно, содержит элемент соперничества. Неважно – преодоление себя, когда ты бегаешь, тебя убивают. Это тоже соперничество. И любое, когда по парам… То есть, игра – это всегда соперничество.

В основе игры – соперничество, но можно дружить, а можно друг другу глотку грызть. Это зависит от людей, которые организуют это пространство. Какие они – такая и игра будет. И все.

Игра как «пружина»

Суть любой игры – это «пружина». Вот есть пружина, которая пытается разжаться, а ты ее пытаешься удержать. Пока есть это напряжение – есть игра. Как только пружина разжалась – все, игра закончилась. Кто-то сжимает эту пружину, и оно пошло опять. Должна быть такая пружина.

Другой образ этой «пружины» – это «преодоление препятствий». Пока есть препятствия, которые ты преодолеваешь и хочешь преодолевать – есть игра. Игра – это ты хочешь преодолевать эти препятствия.

Создание препятствий – это искусство тех, кто создает это все. Если ты ребенку дашь поднимать гирю в 32 килограмма, то игры не получится. Если поднимать нужно воздушный шарик – тоже. Баланс должен быть – чтобы «с усилием, но преодолевалось».

Суть препятствий в том, что «закончились препятствия – закончилась игра». Эти препятствия объединяются в некий сценарий, связываются мотивациями, и получается игра.

Чтобы осознать некое явление как игру, нужно осознать ее пружину.

«Одно и то же» или «общее» дело?

И еще такой есть момент. Роллеры тоже собираются, или со скейтом, причем собираются регулярно, прыгают. Так вот, люди когда собираются, они делают или «одно и то же» дело, одинаковое – или «общее». И это колоссальная разница.

Роллеры собираются – тоже сообщество. Они делают «одно и то же» дело, каждый сам по себе. Они вместе, но они не делают «общего» дела. Игра, собирающая людей, подразумевает, что люди делают «общее» дело – в рамках команды и в рамках игры.

Все спонтанно возникающие общественные движения – это простая задача. Существуют люди, которые собирают марки, и они как-то структурируются. Существуют ролики, люди катаются – как-то познакомились, структурировались. Это, в общем-то, простое дело. Появляется какая-то интересная штука – вот сейчас появилась, на ноги надеваешь, как ходули, и прыгаешь на них – обязательно появится сообщество, которое будет прыгать вместе.

А вот делать вместе «общее» дело – это штука на порядок сложнее. И здесь возникает вопрос: Возможно ли делать «общее» дело без того, чтобы специально не обучать людей? Контакту, коммуникациям, идеям, навыкам?

Любой пионерский лагерь – это, фактически, была площадка для 2-х вещей. Первая – чтобы они там чему-то обучались, – я пропускаю отдых, оздоровление детей. Чему можно было обучаться? Маршировать, салют отдавать, стенгазеты рисовать, на сцене выступать. Этому всему шло обучение. И второе – это знакомства. Любая дискотека – мальчик, девочка... То есть если мальчика и девочку поместить в пространство, где просто музыка, фонари, то ничего не нужно, им уже будет интересно все два, три, четыре часа.

Соответственно, вопрос: Можно ли создать «общее» дело без специальных обучений? Хотя бы 2 дня в месяц?

Командообразование

Обязательно должна быть активная зона, которая… Короче, команда самопроизвольно не формируется. Когда очень медленно, когда 1000 человек и 100 лет – тогда понятно, как там структурируется. Но когда это нужно сделать целенаправленно и в обозримый срок… То есть, команды формирует тот, кто занимается этим. Тогда он говорит «выберите себе по такому признаку». Или еще что-то делает – либо явно, либо незаметно для этих людей. Они не понимают, что идет командообразование. И только когда уже… – опа! Но сами – команды не формируются. Самопроизвольно идет только процесс выгоняния кого-то из команды.

Если команды перемешиваются, смешиваются – это дает дополнительную энергию процессу командообразования.

Парадоксальная ситуация

То, что люди ставятся в ситуацию, когда они должны друг другу помогать – это очень хорошо, это великолепно.

У меня однажды, 1991 г., заключительным конкурсом был, когда команды... Вот всё, вот две команды остались, и два лидера команд (это дети, 12 лет), и они посчитали – блин, поровну очков после семи конкурсов! И самый лучший мальчик, и самая лучшая девочка... У них была такая «оболочка» – король голубого королевства и царица красного царства. И вот последний конкурс: в окружении всех остальных на специальной «чаше», сделанной из матрацев и кресел, они стоят, вот встали лицом друг к другу. Они ещё ничего не знают. «Вот сделайте так руки» – они так делают, правые руки друг к другу, ладонью вверх, подняли – мальчик, девочка, друг против друга. Я им кладу на ладони коробку конфет – большая коробка была, главный приз – и говорю. «Последний конкурс такой – ты должен уговорить соперника взять эту коробку конфет себе».

Ты представляешь, как это в мозгах?... - Я побеждаю, но я ему отдаю. Я за это бьюсь, но, чтобы выиграть этот приз, я должен ему отдать этот приз!

Это очень хорошо и полезно, когда удаётся создать парадоксальную ситуацию.

Как пробивать яйца?

Я проводил семинар, а за день до этого Бог послал игру. И какая игра!

Смысл игры такой: вот яйцо, вот зубочистка, и нужно зубочисткой пробить это яйцо. Все! Естественно, вокруг этого идет выбор пар, каждый мальчик о себе что-то рассказывает, ему вопросы задают. Сформировали 5 пар. Таня купила 20 яиц, привезла. Два яйца мы разбили, потому что спрашивали, а они настоящие или нет?

Из десяти человек никто не пробил яйцо. Там же нужна скорость и все такое. Но потом стали ребята тренироваться, и двое пробили, я пробил с трещиной, а один пробил идеально круглое отверстие. Такой парень молодец! И он был организатором семинара.

Что значит «организатором семинара»? – Парню 23 года. Я ему говорю: хорошо, вот давай – вот форум в Интернете, будешь организатором семинара, тебе помогут, вот все-все, вот базы, списки, контакты с людьми. Что хочу сказать? Для него это было сначала страшно, но потом – увлекательная игра. Из Перми. Другое дело, что были те, кто его мог научить, из более опытных товарищей – не я, там девчонки. Из Перми, с помощью телефонов, Интернета, все сам сделал. То есть для него это колоссальный опыт! Как можно, сидя в Перми, закрутить под Москвой вот такую фигню? И он же, какой молодец, пробил вот это отверстие!

Или вот. Один молодой человек, занимаясь чем-то – я уже не помню, готовили мы что-то – звонит в приёмную Дерипаски: «Здравствуйте». – «Здравствуйте». – «Мне нужен Дерипаска». – «А кто его спрашивает?» – …А тут нужно сказать, что у него никнейм соответствующий, и получается так: «Мне нужен Дерипаска». – «А кто его спрашивает?» – «Киньмыла».

Ему ответили: «Его нет, перезвоните», - как обычно.

Мастерство трансляции знания

В школах кун-фу не считается, что есть школа, до тех пор, пока есть мастер и ученики. Тогда, когда у учеников появляются свои ученики, то есть когда передаётся не только мастерство боя, но мастерство трансляции мастерства – тогда появляется школа.

Чтобы эта пластинка была долгоиграющей и самовоспроизводящейся, как живой организм, обязательно внутри должна быть эта инфраструктура, когда наиболее толковые, талантливые, увлечённые подтягиваются, специально обучаются, и они в свою очередь уже дальше что-то создают, и они обучаются обучать, в том числе, не только мастерству игры. Передаётся мастерство трансляции знания.

И тут тонкость: организаторы игры – это некая иная функция, чем игроки. То есть игроки, любые, неважно, на концерт ли я иду, те, кто на сцене... Спектакль или песня – она для меня создаёт иллюзию. Я не вижу крови, пота, обратной стороны декораций, ругани с артистами, неработающих мониторов... Она создаёт для меня иллюзию.

Те, кто в штабе, те, кто видит оборотную сторону декораций, не могут быть игроками в этом.

сказано: 18 апреля 2008
отредактировано и опубликовано: 24 марта 2009

Tags: диалектика, менеджмент, стратегия, тексты, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →